В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Комитет по противодействию коррупции Республики Крым напоминает о необходимости соблюдения запрета на дарение и получение подарков.
Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом нормативных правовых актов Российской Федерации (федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации») установлен запрет на получение подарков лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, а также государственными и муниципальными служащими, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
Данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей и которые получены лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, признаются собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке., устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Специальные правила установлены для подарков, изготовленных из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Данные подарки (в случае, если получатель подарка не выразит желание выкупить его) подлежат передаче в Гохран России для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Комитет разъясняет, что протокольное мероприятие — мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола — документа, фиксирующего ход проведения мероприятия, и
Официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров) (п. 2 Разъяснений Минтруда России от 12 марта 2020 года по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче й оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 10).
Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены ;<в качестве поощрения (награды) (п.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 10).
Комитет обращает внимание, что получение не предусмотренного законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежного и иного вознаграждения, услуги, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц, полученных не в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками или другими официальными мероприятиями, является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых должностными лицами решений, а также влечет ответственность, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка — уголовную ответственность.
Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции (версия 2.0) (подготовлен Минтруда России, март 2022 г.) содержит примеры наиболее распространенных нарушений и оценку их контролирующими органами, в том числе по вопросам подарков.
Комитет обращает внимание, что статьей 575 Гражданского кодекса установлен запрет на получение работниками подведомственных организаций в связи с исполнением ими должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (за исключением указанных в данной статье случаев). Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и локальными актами региональной подведомственной организации устанавливать данный запрет не допускается. Вместе с тем в рамках реализации положений статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» могут быть установлены единые подходы в отношении приобретения подарков региональными подведомственными организациями и в части дарения региональными подведомственными организациями подарков (письмо Минтруда России от 21 марта 2025 года № 28-7/10/В-5044).
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства, а также в рамках осуществления антикоррупционного просвещения, Комитет рекомендует:
- обеспечить доведение информации о необходимости соблюдения антикоррупционного запрета на дарение и получение подарков до государственных и муниципальных служащих;
- провести персональные беседы с руководителями соответствующих организаций, отнесенных к ведению государственного органа, с целью последующего доведения информации до сведения работников организаций, о недопущении дарения, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
- повысить бдительность, обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения данного запрета; ;
- провести активную разъяснительную работу среди населения, в том числе посредством размещения информационного сообщения по данному вопросу на официальном сайте организаций, в занимаемых помещениях, доступных для посещения граждан.